Поступление ребёнка в школу
- важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию
его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо
готовить. Важно, чтобы дети, поступающие в школу, владели
чистым звукопроизношением, грамотной фразой, развёрнутой речью.
Группа ведущих учёных (Р.Е.Лёвина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше,
Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) доказали, что
существует прямая зависимость между уровнем речевого развития
ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
1. Если ребенок четырём годам по каким-то причинам не усвоил
речь, то процесс обучения будет происходить с затруднениями,
дольше и без особого успеха. Неправильное произношение звуков,
как правило, сопровождается недостаточным различением сходных
по артикуляции или акустическим признакам звуков, что способствует
возникновению в письме специфических ошибок в виде замен букв.
На фоне общей смазанности речи у определённой категории детей
наблюдается недоговаривание окончаний, недостаточный уровень
сформированности грамматических категорий. Для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость.
Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой
материал, с большим количеством ошибок выполняют задания,
связанные с активной речевой деятельностью.
2. Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на общем
росте психических функций: восприятия, мышления, внимания,
памяти, работоспособности.
3.Любое нарушение речи в той или иной степени
отражается на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо
говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Нередко они обосабливаются
от сверстников, что ещё больше задерживает развитие их речи
и отрицательно влияет на характер: появляются раздражительность,
замкнутость, обидчивость.
4.Порою дети с неправильным произношением
многих звуков несколько отстают в умственном развитии. Малопонятная
речь мешает контактам ребёнка с окружающими, вызывает чувство
собственной неполноценности, негативизм, появляется чувство
обиды, досады, озлобленность и раздражение.
5. У детей с расстройствами речи часто наблюдается
нарушение не только речевой моторики - парезы языка, губ,
но и общей: дискоординация, неточность и слабость движений,
их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.
6.Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения
детей в играх и общеобразовательных занятиях: бояться совместной
деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою
мысль, хотя правила игры им доступны, чаще всего они выступают
зрителями или берут на себя подчинённые роли. Бывает и наоборот
, у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия,
некритичность к своему поведению, двигательное беспокойство,
суетливость, что затрудняет включение в коллективную игру.
7.У некоторых детей действия с игрушками не
носят развёрнутого игрового характера, не имеют смысла ( например:
ребёнок берёт куклу, снимает с неё платье и бросает).
8. Не устранённые в дошкольном возрасте замены
и смешения, как уже указывалось ранее, отрицательно влияют
на письмо и чтение. Отставая в обучении от сверстников, такие
дети теряют интерес к нему, нередко переходят в категорию
нарушителей дисциплины.
9. Звуки, исправленные в школьном возрасте,
с трудом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став
взрослыми, научившись правильному произношению, продолжают
произносить прежние, искажённые, но более привычные для них
звуки.
10. Невнятная речь ребёнка создаёт впечатление
его невоспитанности, умственной ограниченности, некультурности.
11. Некоторые недостатки речи ограничивают
возможности в выборе любимой профессии, мешают в труде и в
повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать выводы:
Речевые расстройства отрицательно влияют на
воспитание, на формирование психических функций, в том числе
на умственное развитие и на формирование характера ребёнка,
в результате общество получает неполноценных личностей.
Гостевая
книга
Электронная почта: school8@kir.lokos.net
|